ГБО: выбираем редуктор Tomasetto
Ни одна установка ГБО 4 поколения не может обойтись без использования газового редуктора. Эта деталь отвечает за испарение пропан-бутана из жидкого состояния в газообразное и нормализацию давления до рабочего уровня.
Среди всех компаний, занимающихся выпуском этой продукции, ведущим мировым производителем является компания Tomasetto из Италии. На планете в каждом третьем автомобиле с ГБО установлен именно редуктор этой марки.
Самым востребованным и самым популярным редуктором в мире, который одновременно является продукцией завода Tomasetto, можно назвать редуктор AT09 Alaska. Он рассчитан на работу в системах ГБО с мощностью до 100 л.с. Итальянцы также выпускают редукторы и для более мощных двигателей, вплоть до 340 л.с., а если вдруг и этого будет мало, то всегда можно снабдить газобаллонную установку двумя редукторами.
Компания Tomasetto, кроме постоянного совершенствования своей продукции, также разрабатывает и новые редукторы для ГБО. Самым свежими новинками на данный момент есть редукторы Tomasetto Nordic и Tomasetto Nordic XP. Эти две модели продолжают линейку AT09, и сделаны с учётом большого количества конструктивных улучшений и многолетнего опыта.
Tomasetto AT09 Nordic оснащён специальными проставками, благодаря чему он имеет возможность изменения уровня подогрева газа на входе. Усовершенствована камера газа, а площадь тосольной камеры сделана большей, чтобы обеспечить обогрев поэффективнее. Повысить герметичность тосольных штуцеров помогло использование двойного уплотнительного кольца. Мембрану защищает съёмная пластиковая вставка. Таким образом, редуктор Tomasetto AT09 Nordic может работать с двигателями мощностью до 170 л.с. в любых климатических условиях.
Tomasetto Nordic XP рассчитан на двигатели мощностью до 250 л.с. Новая дополнительная мембрана, которой оснащён редуктор, позволяет увеличить давление на выходе при увеличении нагрузки на двигатель (компенсация динамического давления). Помимо прочих преимуществ данного редуктора, одним из главных является сокращение времени впрыска на средней и высокой мощности, улучшенный контроль времени впрыска на холостом ходу, и существенное упрощение процесса автокалибровки.
При выборе редуктора больше всего надо ориентироваться на мощность автомобиля. Желательно иметь запас по мощности на 10-15%. Например, при двигателе мощностью 120 л.с. редуктор должен соответствовать показателям 135-140 л.с. В ином случае, при интенсивных разгонах и больших нагрузках будет заметна потеря мощности из-за того, что система будет подавать меньше топлива, чем требуется.
Модельный ряд редукторов Tomasetto рассчитан на установку в системах от 100 до 340 л.с., так что среди них можно найти редуктор для почти любого двигателя. Не стоит вестись на возможность сэкономить несколько сотен гривен, и на убеждения установщиков, утверждающих, что вашему автомобилю хватит по мощности соотношения 1:1. Порой даже предлагают редукторы меньшей мощности, что вообще является недопустимым, и лишь значит, что у таких установщиков, скорее всего, либо просто нет подходящего вам редуктора, либо же они пытаются вписаться в меньший бюджет и выкачать из вас денег.
В автомобиле редуктор устанавливается параллельно контуру печки либо подогреву дроссельного узла. Желательно размещать его в верхней части моторного отсека, и, одновременно с тем – не выше уровня жидкости расширительного бачка, иначе есть вероятность, что редуктор не сможет хорошо прогреваться и короткие поездки в 5-10 км будут возможны только на бензине.
Из-за своей популярности и попыток сэкономить на его установке, редуктор имеет на рынке кучу подделок. И Tomasetto Alaska является самым часто подделываемым редуктором. Китайская продукция внешне схожа с оригиналом до мельчайших деталей, но в вопросе функциональности она и близко не лежит с оригинальным редуктором. Очень редко подделка прослужит больше 10-15 тыс. км, а половина вообще оказывается нерабочей ещё на стадии установки.
Понять, где оригинальная продукция, а где – подделка, под силу только профессионалу, и потому потребитель первое время может ездить нормально, ничего не подозревая, пока не узнаёт, что редуктор нужно менять после совсем небольшого пробега.
Чтобы избежать такой неприятной ситуации и дополнительной траты денег, нужно приобретать и устанавливать ГБО у известных компаний с хорошей репутацией, избегающих использования контрафакта. В Украине, например, продаются адаптированные для украинского рынка редукторы Tomasetto под торговой маркой GreenGas, и это гарантирует их высокое качество и оригинальное изготовление. Да и в Китае этот бренд пока что не очень известен, поэтому пока не имеет подделок.
Срок службы редуктора зависит в основном от условий его эксплуатации. Если были проведены качественный монтаж и настройка системы, редуктор может прослужить до 200 000 км и более. Но отрицательное влияние неправильной температуры переключения на газ, как и частые аварийные запуски двигателя на газе, могут негативно повлиять на редуктор. Ну и естественный износ механических деталей, как и специфика пропан-бутана, делают периодический капремонт с заменой всех ремонтных составляющих обязательным.
Каждые 10 000 км нужна полная замена встроенного фильтра жидкой фазы, а полноценный капремонт редуктора желательно проводить каждые 60 000 км. Во время капремонта редуктор разбирается, промывается, проводится замена ремкомплекта, далее идёт сборка, проверка на стенде, притирка клапанов и тарирование. Используйте оригинальные ремкомплекты, так как только в этом случае гарантирована беспроблемная работа редуктора.